Батюшка происходил из старинной священнической семьи, его дед и отец служили в калужских церквях, а по линии матери он был внуком писателя Александра Радищева.
26 июня 2010 года в газете была напечатана статья о расстрелянном в 1937 году аромашевском священнике Михаиле Красноцветове. Батюшка происходил из старинной священнической семьи, его дед и отец служили в калужских церквях, а по линии матери он был внуком писателя Александра Радищева. Спасая семью от голодной смерти, Михаил Григорьевич бежал из Москвы к нам в Сибирь, и в 1920 году они обосновались в селе Кротово. Выпускник МГУ, поначалу он работал юристом, но вскоре эта должность была упразднена, и Михаила Григорьевича, с детства хорошо знавшего службу, рукоположили в священники.Сразу после поездки в Аромашево я сделала запрос в архив ФСБ, и вот долгожданный звонок: дело отца Михаила Красноцветова нашли. Он арестовывался дважды: в 1931 году, тогда его приговорили к пяти годам концлагеря, и в зловещем 1937-м. Но ознакомиться я смогла лишь с материалами следствия за 1931 год — по закону дела репрессированных рассекречивают и выдают для ознакомления только через 75 лет… До этого мне никогда не приходилось знакомиться с делами репрессированных, хотя у нас в роду они тоже были. На столе лежит тоненькая папка — серый картон, листы исписаны перьевой ручкой. Следователь — тот еще грамотей из рабоче-крестьянского набора, тут и там «очепятки». Множество несовпадений бросится в глаза уже при внимательном чтении, на третий, пятый раз. В комнате ФСБ же, когда открываю дело, дрожат руки, по коже мурашки, в горле комок.Три крестаОрганы зорко следили за аромашевским батюшкой. В 1930 году, 2 марта, он говорил некоему колхознику, 53-летнему середняку (фамилия по этическим соображениям в деле вымарана): «Ты не ходи в колхоз, а то вот будет восстание и всех колхозников перебьют. Крестьяне все против советской власти, потому что она превратила их в рабов, ездит на ихней шее, они бесправные. Вот рабочие имеют свои права, а крестьяне не имеют. Им даже своего союза не дают организовать, потому что советская власть крестьянского союза боится, старается задавить всякие попытки крестьян организоваться». В 1931 году, 7 января, в церкви, где присутствовало около ста верующих (среди них был и стукач), батюшка читал проповедь и говорил: «Мы живем в последние времена. На земле царствует Антихрист, которому не надо подчиняться, а жить надо так, как учит Евангелие. Не входить в колхозы, ибо это сатанинское сборище. Безбожники хотят отобрать последнее утешение — наш храм. Нужно дружно и организованно держаться за наш молитвенный дом, а то его закроют».Но не все односельчане «стучали» на батюшку, сохранился допрос неграмотной 36-летней женщины, которая на все вопросы следователя мужественно отвечала: «Я неграмотная, потому сказать мне против батюшки нечего». А вместо подписи поставила три креста. Есть в деле показания еще одного аромашевца, которому отец Михаил сказал в 1929 году: «Меня вызывали в ГПУ и предлагали работать вместе с ними, чтобы я доносил им. Я отказался».Допрос первый: 26 мартаКак и положено, на первом допросе следователь записал анкетные данные обвиняемого."Место рождения: г. Калуга; семейное положение: женат, семья состоит из четырех человек; происхождение: сын священника; пользуется ли избирательным правом: лишен с 1921 года, как священник; образование: среднее, юридическое; партийность: б/п; адрес квартиры: д. Чигарево Аромашевского района. Приметы: 46 лет; рост: выше среднего; цвет волос: русый; брови срыжа; борода срыжа с проседью, окладистая; волосы длинные, блондин. Требуется усиленный режим.Показания по существу дела:Я родился в семье священника в городе Калуге. В 1909 году, не окончив университет, вышел и поступил на службу сельским учителем в село (неразборчиво. — Прим. авт.) Меленковского уезда Владимирской губернии, где проживал и служил в данной должности по 1911 год. С 1911 по 1917 год служил участковым земским страховым агентом. В 1917 году при правительстве Керенского избран мировым судьей, после Октябрьской революции оставлен народным судьей в городах Меленки и Гусь-Хрустальном до 1920 года. В 1920 году я прибыл в Сибирь, в село Кротово бывшего Ишимского округа, где поступил на должность пожарного страхового инструктора. Причины приезда на место жительства в Сибирь: в России был голод и я пользовался слухами, что в Сибири по части продовольствия дело обстояло лучше. В 1921 году наша местность,